Далай-лама отвечает на вопросы буддистов России - страница 3/14

садханы Ваджрабхайравы весьма и весьма полезна.

Что же касается превращения трех состояний в три кайи, то для этого более всего подходит тантра Гухьясамаджи. В ней содержатся наиболее подробные объяснения. Это очень хорошая практика для этих целей.

А что касается блаженства, то здесь особой является практика Херуки.

Следующий вопрос.

― Как мы, миряне, можем способствовать возрождению буддийской монашеской сангхи в России?

Если говорить о буддийской практике в целом, то нет необходимости становиться монахом. Тем не менее, последние 2600 лет в буддийской традиции существует монашество, сангха, основанная самим Буддой.

Будда происходил из семьи правителей небольшого царства. Однако он все же принял монашеские обеты, чтобы показать своим последователям, что лучше всего практиковать его учение, став монахом. Это удобнее. В таких регионах, как Республика Калмыкия, Республика Тува и Бурятия уже существуют монастыри. Единственное, что нужно сделать ― это повысить качество монахов в этих монастырях. Кроме того, должны также возникнуть и женские монастыри. Эти монастыри, мужские и женские, должны быть центрами обучения. Это очень важно.

У нас, тибетцев, есть как мужские, так и женские монастыри. В прошлом некоторые монастыри Тибета были настоящими центрами обретения знаний, такими же как [древнеиндийский] монастырский университет Наланда. Но было и множество других монастырей, которые только проводили ритуалы и не являлись учебными центрами. На мой взгляд, такие монастыри устарели. И я всегда подчеркиваю, что монастыри северной Индии, от Ладака и до Таванга, должны быть учебными центрами. Недостаточно проводить одни только ритуалы, не понимая их значения.

Далее, женские монастыри. В Тибете, на протяжении нескольких последних столетий, в женских монастырях не было серьезной учебной программы. После того как мы пришли в Индию ― еще 60-х годах ― как только здесь стали заново отстраивать женские монастыри, я стал говорить им: «Вы должны учиться по той же учебной программе, что и монахи в мужских монастырях». И сейчас некоторые женские монастыри, которые основаны в тибетском сообществе в эмиграции, превратились в подлинные центры обучения. И это прекрасно!

В будущем, когда вы станете возводить новые монастыри, мужские или женские, с самого начала подчеркивайте, что эти монастыри будут учебными центрами. Люди, которые будут постоянно проживать в этих мужских и женских монастырях, естественно должны быть монахами и монахинями.

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (2 оценок)
Оцените данный материал