Далай-лама отвечает на вопросы буддистов России - страница 10/14

«Почему?» Ведь сам Будда, как я упоминал, говорил: «О мои ученики, бхикшу и преданные мне люди, вы не должны принимать мои слова на веру, из одной только преданности, но лишь проведя тщательное исследование и эксперименты». Весьма научный подход.

Вот почему Нагарджуна подвергал тщательному анализу учения самого Будды. И если он находил в них какие-то противоречия, видел какие-то логические неувязки, он отбрасывал то, что не соответствовало логике. Он говорил: «Это буддийское учение, но Будда преподал его с какой-то определенной целью, и мы не должны принимать его буквально». Весьма научный подход.

Если взять меня самого, надеюсь, что я буддист. Как думаете, настоящий я буддист или нет?

Но… Мандала, в центре гора Меру, континенты на востоке, на юге, на западе, на севере от горы Меру. Солнце и Луна вращаются вот таким образом. «Абхидхармакоша-карика», текст, составленный Васубандху, младшим братом Арьи Асанги, — я в этот текст не верю. Я его отбрасываю. Потому что, если рассуждать с научной точки зрения, то сегодня из космоса мы можем увидеть истинную картину мира.

Возьмем смену дня и ночи. Ночь приходит потому, что солнце заходит за гору Меру, — так сказано в тексте. Тень от горы Меру порождает темноту, и приходит ночь. Если подумать логически и опереться на здравый смысл, то, если мы видим эту тень, то должны видеть и ее источник, [гору Меру]. Но вот мы смотрим из космоса вниз на землю и видим только этот круглый земной шар, он движется, солнце — там. Это очевидно!

Как буддисты, в особенности последователи традиции Наланды, мы должны признать правильность научного объяснения. Научное объяснение — это не домысел, оно подтверждено соответствующими вычислениями и измерениями. Это доказанный факт! Поэтому, согласно традиции Наланда, у нас есть право отвергнуть то, что написано в «Абхидхармакоша-карике».

И еще, тексты, где описываются три типа явлений: явления очевидные, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств; частично скрытые явления и полностью скрытые явления. Что касается третьей категории явлений, то для их познания нам приходится полагаться на свидетельства третьих лиц.

Например, день рождения. У ребенка нет ни малейшей возможности самостоятельно узнать свой день рождения. Мы знаем свой день рождения исключительно благодаря информации, полученной нами от третьего лица. Но для того чтобы в нее поверить, нам нужно знать, что этот человек нас не обманывает и что он не напился водки (смеется). Кроме

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (2 оценок)
Оцените данный материал