Далай-лама отвечает на вопросы буддистов России - страница 5/14

монах с женой и монах без жены (смеется). Вот такая новая терминология. Согласно буддийскому учению, монах ― это человек, принявший обеты безбрачия! А сейчас появляются люди в монашеских одеждах, но с женами.

Честно говоря, когда я приезжал в Монголию, один Хамбо-лама представил мне свою дочь. Это было немного необычно (смеется). Но я ценю тех пожилых монахов, которые в сталинские времена оставались подлинными хранителями буддийской Дхармы. По меньшей мере, сохраняли ее в своих монастырях. Хотя они рисковали собственной жизнью, они все равно хранили Дхарму, и я высоко ценю их за это. Вот для них я могу сделать исключение (смеется).

Но если говорить о будущем, о тех молодых монахах, которые сейчас проходят обучение на юге Индии… Некоторые из них уже вернулись в Монголию и, кажется, в Бурятии тоже есть такие монахи, да? В Калмыкии также есть монахи, которые вернулись, есть они и в Туве… Эти монахи должны оставаться достойными монахами, обладающими всей полнотой знаний. Вот тогда они будут по-настоящему полезны в деле сохранения и развития буддийской Дхармы в вашем регионе.

Например, многие монахи из Ладака и Мёна, которые учились в тибетских монастырях на юге Индии и других монастырях — сакьяпинских, ньингмапинских, кагьюпинских, в монастырях традиции Джонанг — после завершения обучения и получения степени геше возвращаются на родину и вносят весьма значительный вклад в развитие буддийской Дхармы, в распространение буддийских знаний. Прекрасно!

В тех монастырях, из которых они изначально происходят, у монахов, естественно, знаний мало, они лишь проводят церемонии, ритуалы. Порой, когда эти монахи приезжают в деревни, то утром ведут себя очень дисциплинированно, идут стройным рядом, а в обед позволяют себе выпить, и от дисциплины не остается и следа. Возвращаются обратно — у них уже полная свобода (смеется).

В наши дни в этих монастырях дисциплина значительно улучшилась. Монахи начинают проявлять интерес к обучению, понимать его важность. А то порой от этих монахов услышишь: «Наше дело — исполнять ритуалы. А понимать их смысл — это не нашего ума дело». Глупо! Это признак отсталости. Я обычно говорю своим индийским друзьям: «Бессмысленно читать какие-то шлоки на санскрите, не понимая их значения. От этого никакой пользы».

Это распространяется и на нас, тибетцев. У нас тоже есть подобные случаи. Такие обычаи, такие привычки я отношу к устаревшим! Если вы буддист, то должны быть буддистом на практике; буддистом, обладающим

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (2 оценок)
Оцените данный материал