Далай-лама отвечает на вопросы буддистов России - страница 6/14

всей полнотой знаний и применяющим их на практике. Просто утверждать: «Я буддист», но не знать буддизма, — это, в некотором смысле, лицемерие. Нужно соответствовать реальной действительности: изучать буддизм и всеми силами применять его на практике.

— Вторая часть вопроса: можно ли успешно практиковать Дхарму вообще без учителя, с помощью книг и других материалов?

Безусловно! Конечно, можно.

Следующий вопрос.

— Следующий вопрос: можно ли найти перерождение Агвана Доржиева?

Меня уже просили определить его перерождение. Естественно, у меня нет ясновидения, я не обладаю этим качеством. Мне нужно провести исследование с помощью духовных методов. Если я получу какие-то ясные и четкие знаки, то можно будет принять соответствующее решение.

Следующий вопрос.

— Следующий вопрос: мы знаем, что в буддизме нет такого понятия, как душа. А что же перерождается, что переходит из одной жизни в другую?

Получается, вы не очень поняли мои объяснения. «Я», которое является всего лишь обозначением, существует. Существует «я» Будды, мое «я», ваше «я». Именно поэтому чрезмерный эгоцентризм становится источником страданий. Нам нужно постараться распространить ту любовь, которую мы испытываем к себе, на всех живых существ. Однако между тем смыслом, который вкладывают в понятие «я» буддисты и не-буддисты, огромная разница. Не-буддисты, говоря о «я», представляют себе нечто независимое от тела и ума. Буддизм же утверждает, что «я» существует, но лишь как обозначение, наложенное на совокупность тела и ума.

Обратимся к специалистам в области мозга, ученым, изучающим нейроны и работу мозга. Однажды на нашей встрече [с представителями науки] присутствовал один ученый из Германии. Он сказал тогда, что, как специалистом в области мозга, он видит, что функционирование мозга осуществляется посредством тесного взаимодействия всех его частей. Нет какой-то одной области мозга, которая бы контролировала всю его работу. Разумеется, есть разные области мозга, отвечающие за зрение, за слух и так далее. Мы можем выделить разные области мозга, но его функционирование в целом осуществляется посредством тесного взаимодействия всех частей. И если какая-то из областей мозга повреждена, то другая область мозга может взять на себя функции нарушенной.

Этот ученый, человек неверующий, утверждает, что, исходя из сделанных научных открытий, буддийская концепция отсутствия независимого «я» представляется наиболее разумной. Христианская же идея души — некоего

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (2 оценок)
Оцените данный материал