Естественная религия - страница 6/7

можем не заметить, что религия для эволюционистов — почти ругательное слово. Что не мешает им испытывать такие же чувства к течению, дающему им ощущение прогресса (отсюда берёт начало романтизация науки). Либо, как вариант, смешивать всё, что было в других религиях, в произвольных пропорциях, получая нечто, что их устраивает. Именно такой настрой мы можем найти в нью-эйдж: поверхностный, игривый и мало к чему обязывающий.

Естественная религия

Как вообще может появиться религия? Некто — группа, или отдельный продвинутый практик, — выходит на контакт с большими духами, и опыт, который переживается при этом, делает его сопричастным миру богов (или, если угодно, сопричастным Вечности). Коллектив в этом случае начинает бессознательно, просто по ощущению «это нужно сделать вот так» воспроизводить божественный порядок, и оттачивает это повторение веками, создавая организованную форму религии. Человек, который наиболее полно выразил чаяния коллектива, становится пророком или жрецом, передавая свой опыт сопричастности окружающим.

Здесь и начинается самое интересное. С одной стороны, чем больше формализуется культ, тем больше внимания начинает уделяться его внешней, а не внутренней, части. С другой стороны, расширяясь, религия может начать передаваться посторонним людям, не причастным ни опытом, ни бытом, к её возникновению. В силу этой непричастности люди перенимают внешний вид религии, теряя её суть, и начиная просто механически воспроизводить то, что увидели.

Иными словами, естественная религия — это форма взаимосвязи с духовным миром, начинающаяся в быте и повседневности .  Неестественная религия — это заимствованная форма религиозных практик из прошлого своей культуры, из настоящего или прошлого другой культуры, из вымышленного будущего.

Сущность естественной религии — гармонизация духа и быта человека, возможность достичь через духовные практики полного единения с миром (программа-минимум) или божественного состояния (программа-максимум). Сущность неестественной религии — в расколе внутри «я», стремящемся переделать всё под нужды какой-то части нашей личности. Например, язычество с его природными и архаическими корнями дивно смотрится в современных мегаполисах, где порой и дерева-то не найти, не говоря уже о лесе. В итоге языческие праздники в лучшем случае начинают тянуть на костюмированный обряд, в котором люди, придумав, что «так правильно» пытаются подражать предкам — а потом садятся в машины и едут домой,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал