Естественная религия - страница 4/7

любой опыт будет полезен — но часто такая работа заменяется на нечто противоположное по смыслу. «Искажённый лик» эволюционизма состоит в растворении в своих целях. Человек ломится вперёд, забыв о самом себе. Он может начать в кучу организаций, которые выступают «за добро», пить таблетки, которые, как ему кажется, помогают ему думать, стремиться  к какой-нибудь Великой и Прекрасной Цели, отдавая ей все силы, что у него есть, ссорясь из-за этой цели с близкими, и так далее. Подобный «бег за мечтой» уже не будет являться духовной практикой, потому что человек перестаёт замечать себя, и начинает растворяться во внешних смыслах и стимулах.

Традиционализм в подобном ключе предстаёт перед нами слепым консерватизмом и следованием устоям прошлого, будто одно их повторение способно что-то изменить к лучшему. Это можно наблюдать в стремлении возродить ушедшую религию, вспомнить старинные устои и обычаи, или просто желая отгородиться от всего нового.

Иными словами, в случае подмены духовной практики её подобием происходит либо подавление индивидуальности человека, либо её растворение в коллективном процессе (бунте, стремлении к светлому будущему и т.п.). Любой коллективизм в рамках настоящей практики может быть временной мерой. Это нужно, чтобы научиться взаимодействовать с другими людьми, научиться привязываться к правилам и людям и отвязываться от них, или просто для того, чтобы посмотреть, каково это — быть с кем-то в связке — изнутри. Даже в случае, когда личность чувствует себя замечательно в коллективе, который во всём поддерживает её, в практике возникнет момент, коогда потребуется отторгнуть этот коллектив от себя, чтобы увидеть или понять нечто важное. Без таких оговорок коллективизм становится ментальным самоубийством.

Религия

Что можно сказать исходя из намеченного дискурса о религии? Первое — она связана с духом человека. Фактически, дух и есть субъект в рамках религиозной модели мира. «Земная» личность человека рассматривается или как грань чего-то большего, или как форма самозабвения, из которого нужно пробудить себя.

Второе — помимо духа предполагается существование духовного мира, выступающего как истоком для индивидуальности, так и пространством, в котором живёт дух. Точнее, скорее даже не дух, а духи, поскольку обычно религия рассказывает о множестве примечательных существ, населяющих духовное пространство. Самые большие духи предстают перед нами в качестве начал, проявляющихся во множестве вещей. Соответственно,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал