Естественная религия - страница 2/7

в которое можно войти, или которое можно создать самому. Здесь же возникает непременность целей и конструктивизм по жизни в качестве главной установки.

Второй подход исходит из того, что человек не способен эволюционировать. Предполагается, что there was time, когда люди были не то равны богам, не то просто очень дружны с ними, и это время было пиком нашего развития. Но чем дальше, тем меньше в нас оставалось божественного, всё больше немощи появлялось в душах, и в итоге весь этот ком с названием «человечество» закономерно выродится в некое совершенно непотребное состояние для того, чтобы раствориться в Вечности и освободить дорогу для чего-то нового. Что последует приблизительно тем же курсом, что и мы, но в своё время.

Такой подход называют традиционализмом, и он полагает, что совершенство уже было. Традиционалисты зачастую говорят о нашем времени как о последней эпохе, в которой декаданс достигнет своего пика. Интересно только, отличались ли слова современных традиционалистов от тех, кто жил лет, скажем, тысячу назад?

Так или иначе, у такой точки зрения есть свои основания: со временем мы действительно набираем на себя груз опыта, теряем вещи, которые так любили, и оказавшись не в состоянии жить настоящим, понемногу уходим в прошлое. Получается, что будучи несовершенным не потому, что ещё не пришло наше время, а в силу приобретённой немощи, мы уже не сможем стать кем-то другим. Примерно так же человек со сломанными ногами не сможет принять участие в конкурсе танцев, а если таки примет — это будет душераздирающим зрелищем. В таком ключе и рассматривается духовное развитие: оно возможно не вперёд, к новым горизонтам, а назад, к исцелению себя, к очищению от того, что мы собрали за свою жизнь и что висит на нас умертвляющим грузом (порой, собираемого даже не одну жизнь, как это полагается в некоторых восточных религиях). Чем больше исцелён человек — тем больше в нём новых сил и тем на большее он способен — но это нельзя считать эволюцией, скорее чем-то ретроспективным.

Интересную аналогию нам даёт язык: исследуя старинные формы слов, мы находим там очень звонкие и насыщенные, предельно конкретные значения. С другой стороны, современный язык склонен к абстракциям. Например, «подонок» («по дну») из осадка внутри жидкости превратился в «нехорошего человека» — и можно найти множество других примеров, когда прямое указание на действительность заменяется чем-то исключительно ассоциативным.

Возвращаясь к сопоставлению

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал