Дзен в любви и работе - страница 10/16

изменчива, но его сущность всегда остается постоянной. Оно продолжает расти, пока продолжается жизнь.

Существует один точный признак, отличающий мотивацию вдохновением от мотивации ожиданием. Действия, совершаемые вдохновенно, не всегда приятны, но всегда приносят удовлетворение. Ожидание, напротив, никогда не приносит удовлетворяющих результатов, потому что обусловленно нашим маленьким разумом, нашим эго. Начиная с раннего детства, мы живем в постоянном поиске удовлетворения во внешнем мире. Мы пытаемся притупить страх, что нечто ускользает от нас. Мы кидаемся от одной вещи к другой, пытаясь заполнить вымышленную дыру.

Существует множество способов, с помощью которых мы стремимся спрятаться от неудовлетворенности. Один из них — это борьба за достижение чего-либо. Само по себе достижение — естественная вещь, и оно важно для обучения управлению жизнью. Но чем больше будущих наград мы ищем в окружающем мире, тем больше оказываемся обреченными на крушение собственных ожиданий. Жизнь хорошо с этим справляется, она умеет эффективно и регулярно разочаровывать нас.

Обычно мы смотрим на жизнь с позиции двух вопросов: "Получу ли я от этого что-либо?" и "Не причинит ли это мне боли?" Мы можем казаться спокойными, но под поверхностью спокойствия кипят и бурлят эти два вопроса. В различные духовные практики, например в дзэн, мы приходим в поисках спокойствия и удовлетворения, которых никак не можем найти. И что мы делаем? Мы приобретаем такие же привычки, с какими жили всю жизнь и помещаем практику в те же рамки.

Мы ставим одну цель за другой, продолжая придерживаться излюбленной привычки постоянно что-то искать: "Интересно, сколько коанов мне удастся осилить во время этого сесина?" , или "Я сижу больше, чем она, однако, похоже, она прогрессирует быстрее" , или "Мой вчерашний дзадзэн был великолепен, только бы мне удалось снова его повторить". Так или иначе, наше отношение к практике основано на той же пресловутой борьбе за достижение чего-либо: признания среди окружающих, известности в дзэн-кругах, способности спрятаться в безопасную нору. Мы делаем то же, что и всегда. Мы ожидаем, что получим нечто (в данном случае дзэн-практику), что обеспечит нам удовлетворение и безопасность.

Доген Дзэндзи говорил: "Искать дхарму Будды вне себя все равно что посадить дьявола себе на голову". Мастер Риндзай говорил: "Не ставь ничью голову выше своей". Таким образом, попытки найти истинное спокойствие и удовлетворение вовне

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал