Наш мозг любит вопросы. Они стимулируют личностный рост и служат топливом для мышления. В этой статье приведены 10 способов, как умело задавать вопросы.
Вопросы, полезные для творческого решения проблемы
Хотите решить проблему? Задавайте вопросы о ней. Самое замечательное в вопросах то, что ваш мозг немедленно начинает автоматически над ними работать. И главное: мозг продолжает работать над вопросами даже тогда, когда вы об этом не подозреваете. Чтобы решить проблему, создайте список из 50 вопросов к ней.
Вопросы для смещения перспективы
Превратите саму проблему в вопрос. Известно, что правильно определить и сформулировать проблему по сути значит обеспечить успех ее решения; а представление проблемы в виде вопросов - одна из техник, повышающих вашу эффективность в ее решении. Так просто утверждения запускают логическую и аналитическую деятельность нашего мозга. Вопросы, с другой стороны, запускают образную и творческую мыслительную деятельность.
Например, попробуйте изменить определение проблемы "Способы улучшения жизни" на вопросы "Какими способами я могу улучшить мою жизнь?" или "Есть ли у меня шанс улучшить свою жизнь?" и проверьте свои ощущения.
Вопросы для направления мышления
Вопросы направляют и корректируют наш мыслительный процесс. В зависимости от ситуации, может быть полезно задавать открытые или наводящие вопросы. Они стимулируют новые идеи и повышают ваши возможности. Примеры: "Какие у тебя мысли по этому вопросу?" или "Есть ли у тебя другой эффективный вариант?"
С другой стороны, иногда продуктивнее задавать закрытые или сужающие направление мышления вопросы - они направляют мышление в конкретно заданном направлении и делают дискуссию более предметной, возвращают нас на землю. Например: "Какие задания нам нужно выполнить?", "Сколько это стоит?"
Иными словами, следует целенаправленно использовать разные типы вопросов в разные моменты обсуждения, чтобы сознательно стимулировать мыслительный процесс в наиболее плодотворном направлении.
Вопросы в образовании и лидерстве
Вопросы - отличный способ стимулировать мышление. Великие учителя и тренеры знают, что истинного обучения можно добиться только тогда, когда ученики приучены мыслить самостоятельно. Овладеть искусством их применения гораздо эффективнее, чем просто вбивать знания в головы учеников.
Вместо простой демонстрации студентам материала учитель должен использовать вопросы, чтобы инициировать коллективное исследование проблемы: "Что