"Жизнь - как в ней разобраться?" Владимир Майков - страница 4/9

такое любовь, если мы сами не любили? Что будут значить для нас слова подруг о вкусе первого поцелуя, если мы сами еще не целовались? Если нам говорят, что такое ананас, а мы не знаем, что такое ананас, мы лишь видели его на картинке? Нам говорят, что ананас похож на землянику, что это что-то такое ароматное, и мы будем думать — ароматное, земляника, — но все равно так и не узнаем, что же такое ананас, пока не попробуем его. Нам нужно попробовать жизнь на свой собственный вкус, иначе жизнь будет для нас пресной, жизнь будет для нас неизвестной. Нам нужно самим решать вопросы, которые ставит перед нами жизнь, и оборотная, психологическая сторона ситуации состоит в том, что, только попытки самостоятельно разобраться в жизненной ситуации — конечно, с помощью всего, что доступно нам, вроде книг, друзей, семинаров, мудрых людей и т. п. — только эти самостоятельные попытки имеют для нас неопровержимую убедительность, достоверность и очевидность, только это входит в нас. И в этом как раз и состоит суть того, что мы все находимся в ситуации, которая называется экзистенциальной.

Экзистенциализм — это литературно-философское направление, возникшее на рубеже 19-20 веков. В России писателями-экзистенциалистами являются, прежде всего, Достоевский и Толстой, которые в центр своих романов вынесли темы жизни человека, того, как в ней разобраться: человек на пороге тайны, человек перед бездной, «тварь ли я дрожащая, или право имею?»; с одной стороны — слеза замученного ребенка, с другой стороны — спасение мира. И не перевешивают весы — каждый сам должен найти ответ на этот вопрос, каждый сам должен принять решение.

И это — неустранимая ситуация каждого человека, потому что мы отделены — мы отделены от других людей, мы отделены от мудрости, мы отделены от бога. Это — та ситуация, в которой мы себя застаем. И нам нужно найти ответы, то есть воссоединиться с мудростью, познать мир, познать бога — это происходит, и в этом процессе мы изменяемся.

Когда знание входит в нас, мы изменяемся очень сильно, порой радикально, порой то, что было нами, умирает и рождаемся другие мы, намного большие, мудрые, но другие. Это процесс непрерывных изменений и непрерывных смертей, процесс смерти-возрождения, и поэтому для нас этот процесс часто мучителен — старое «я», старая идентичность умирает. Но нет другого способа расти дальше, кроме как сказать прощай своему старому «я» — нужно сделать прыжок, нужно принять вызов, нужно быть героем и героиней.

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (1 оценка)
Оцените данный материал