Дзен и даосское начало - страница 2/2

акцент тоже ставится на осознании своей сути и безразличии ко всему происходящему. Хотя эти позиции, в некоторой степени, присущи всем ответвлениям буддизма, только в дзен они становятся центральными. Учение дзен во многом находится в оппозиции к традиционному буддизму: дзен отрицает авторитет священных текстов и возможность обучения вообще. Он, как и даосское учение, предлагает человеку познать свою суть через максимальное самоуглубление. Основатель дзен, буддийский монах Бодхидхарма, советовал медитировать, глядя на стену, чтобы никакие объекты из внешнего мира не могли искусить разум идущего по пути дзен. Духовна цель дзен - состояние сатори, или «постижение собственной природы», заложено в самой человеческой сути. Оно возникает внезапно, подобно вспышке молнии, когда человек осознает бессмысленность всего существующего по сравнению со своей истинной природой. Как и даосское учение, дзен требует от своих адептов абсолютного спокойствия, как единственной возможности избавления от иллюзий физического мира.

Таким образом, дзен и даосское начало предлагают, по сути, одно и то же, но с некоторыми отличиями в практике. Даосское учение видит основу мира, - Дао, во всё окружающем, в то время как дзен признаёт только ментальное бытие. Дзен усматривает в окружающем мире только иллюзию и единственное, что в нём действительно существует – это духовная сущность человека. А даосское учение считает и физический мир и человека проявлениями первопричины. Но в главном эти учения едины: слияние с Вселенной возможно только благодаря полному спокойствию и безразличию.

Автор статьи: 
Валентина

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал