Дхарма. Различия - страница 5/12

дальнейшего роста. Первое, что нужно понять, — дхарма не что-то внешнее, подобно закону или справедливости, религии или правосудию. Это — закон развивающейся жизни, который формирует все ее внешние стороны для самовыражения.

Чтобы понять это абстрактное выражение, разделим его на три части. Первое — различия, для людей, имеющих разную дхарму. Мы уже упоминали о четырех больших классах. Присмотревшись внимательнее, мы увидим, что каждый человек имеет свою собственную Дхарму. Как это понять? Пока мы не поймем природу различий, как они появились, почему они должны существовать и что мы имеем в виду, когда говорим о различиях, как каждый человек проявляет себя через посредство своих мыслей, слов и действий, проявляет ступень, которой он достиг; пока мы не уловим это, мы не сможем понять дхарму. Во-вторых, мы должны иметь дело с эволюцией, так как нам придется проследить эти различия с самого начала их проявления. И, наконец, мы должны рассмотреть проблему добра и зла, ибо весь вопрос в нашем исследовании сводится к ответу на вопрос: "Чем должен человек руководствоваться в своей жизни? "

В чем состоит совершенствование Вселенной? Когда мы начинаем думать о Вселенной и своем восприятии ее, то представляем себе громадное количество отдельных объектов, действующих более или менее гармонично. Разнообразие — основная нота Вселенной, а единство — нота Непроявленного Единого без Второго. Разнообразие — нота Проявленного и Обусловленного, результат воли стать множеством.

Когда Вселенная приходит к бытию, Первопричина, Вечное, Непостижимое, Неуловимое сияет благодаря Его воле. Что это сияние означает, никто не дерзает предположить. Что оно означает с рассматриваемой нами стороны, это до некоторой степени можно понять, Ишвара проявляется, но он проявляется, окутанный покрывалом майи. В проявлении Высшего можно наблюдать две стороны. Много слов используется для выражения этих основных пар противоположностей: Ишвара и Майа, Сат и Асат, Реальное и Нереальное, Дух и Материя, Жизнь и Форма. Этими словами мы пользуемся, чтобы выразить нечто, лежащее почти вне наших возможностей, схватить его умом. Все что мы можем сказать: "Так учили нас мудрецы, и это мы в смирении повторяем".

Ишвара и майа... Что такое Вселенная? Это образ Ишвары, отраженный в майе, — совершенный образ Ишвары, ибо он выбрал для ограничения самого себя эту специальную вселенную, чей час рождения пришел. Но как может ограниченное, частичное быть отражением Ишвары?

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал