Рост материального благополучия, карьера и профессиональная реализация, статус и общественное положение – возможно не самые жизненно необходимые потребности для современного человека! Гораздо важнее и первичнее наладить материальную безопасность и стабильность, просто иметь приличную рабочую занятость и добыть в обществе если не успеха и уважения, то хотя бы не осуждения и отвержения. Однако именно «вторичные», не витальные потребности определяют социальный рост. А речь будет идти именно об этом «излишестве». В контексте «хлеба и зрелищ» - это «зрелище»! Это хвост, без которого вполне можно прожить. Но зато как! можно жить с хвостом (с павлиньим, например), особенно если его натренировать и распушить.
Другими словами, чтобы заниматься темой социального роста, необходимо обеспечить себе безопасность всего и знать что и как добыть для своего выживания в этом мире. И когда напряжение по обеспечению безопасности как на физическом, так и на психологическом уровнях будет снято, возможно приступать к реализации других потребностей, а именно в признании (или в привязанности) и в достижении (или манипулировании). Потому что именно за счет удовлетворения этих потребностей и совершается социальное становление, развитие и рост, если хотите!
Следует отметить, что социальный рост происходит не в "чистом поле", а в той области большого поля «человек - среда», которая состоит из общества людей и структур общественных институтов(политика, наука, религия, мораль, искусство…) и называется социумом, либо социальным полем, социальной средой. А «поле, которое может принять форму, является системой» (Ж.М.Робин). Поэтому феномен социального роста мы предлагаем рассматривать в контексте следующих понятий:
- социальная система или общественное мироустройство;
- социальные контакты и отношения или люди, сообщество людей;
- социальные цели и достижения или результаты собственной активности.
Схема социального роста проста: собственная цель способствует действию в системе через человеческие отношения.
А теперь подробнее. Когда человек обустраивает себя в мире, чтобы унять энергию страха и найти безопасность, у него появляется энергия интереса к творчеству, т.е. просыпается метапотребность в свободном действии с другими объектами или субъектами, в манипулировании. И зарождается мечта! Сначала детская, фантастическая, свободная… По мере взросления и приближения к срокам воплощения и к способам воплощения, мечта превращается в цель, теряет