Ты - начала эзотерической диалектики - страница 3/13

об этом внешнем мире не благодаря умозаключению от следствий к причинам и не в силу соответствующего мыслительного процесса; наоборот, сами эти представления о следствии и причине лишь результат абстрагирующего подхода к жизни нашей воли". В этом контексте важно, что коммуникация несводима лишь к информационному обмену, — она может и должна быть истолкована как экзистенциально значимая, ибо, по Апелю (Карл-Отто Апель /нем. Karl-Otto Apel/ 1922): "является одновременно процессом достижения согласия", а, по словам Гадамера (Гадамер Ганс-Георг /нем. Hans-Georg Gadamer/ 1900 — 2002) "духовная реальность языка есть реальность духа, которая объединяет "Я и Ты".

Бытует обратная позиция, но мне видится, что и появление способности и возможности выхода индивидуальности за пределы собственного существования (трансценденция за пределы экзистенции), даёт опыт в осознании "Ты". И тут нельзя не вспомнить про мнение Бубера, что отношение Я — Ты совсем иное, чем отношение Я — Ты (Оно) и прав Дильтей, что "внутреннее самоощущение и внешнее восприятие никогда не осуществляются в одном и том же акте, а потому факт духовной жизни никогда не дан нам одновременно с фактом нашей телесной жизни". Собственно и Левинас в своём эссе "Тотальность и бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961) отмечал наличие двух коммуникативных уровней: "каждый из общающихся взаимодействует одновременно в вертикальном направлении — "человек-Бог" и в горизонтальном — "человек-человек". Эта двойственность и может быть основанием принятия двойственности Я в целостном человеке, как, с одной стороны, Я эксплицитного, проявленного в реальной жизни или фактических отношениях и, с другой стороны, имплицитного Я, имеющего иную или духовную основу. Принятие такого порядка не исключает, что в человеке не только присутствует двойственное Я, но и вполне может быть вообще два разных по уровню Я. В этом данном случае и возникает способность человека к трансцендентальной коммуникации или к способности осуществлять внутренний диалог и совершенствовать свой духовный опыт. Конечно же, не следует путать данный внутренний диалог, выводящий на уровень истинного (имплицитного) Я или сущностный уровень с внутренним рефлексивным диалогом. Известный в психологии внутренний диалог по существу является циклической коммуникативной функцией эксплицитного Я через рефлексию -- обращение субъекта на своё собственное психофизическое состояние и опыт. В контексте эзотерических учений и,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал