Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле своей жизни, своем месте в обществе, своем отношении к ближнему и об отношении ближнего к нему. Особенно это касается человека религиозного, мыслящего, размышляющего о фундаментальных вопросах бытия. Жизнь каббалиста в полной мере подчинена поиску своего пути в попытке найти ответы на «вечные вопросы». Смысл жизни последователя каббалы напрямую связан с его позицией по отношению к ближнему. Основным ориентиром в его позиции к человечеству в целом и отдельному человеку в частности является главная книга иудеев – Тора.
Господь дает иудеям в одной из десяти заповедей постулат: «Возлюби ближнего, как самого себя». В этой заповеди содержатся два необыкновенно важных аспекта. Первый касается самого человека и его отношения к себе. Себя надо любить. Мы все Божьи Творения, мы появились в мире не сами по себе, а благодаря безграничной Божьей любви, а значит, мы должны любить себя как результат творческого акта Бога. Согласно каббалистической традиции, в каждом из нас есть частица Творца. Как в одной молекуле ДНК заложены сведения обо всем человеке, так в каждом отдельном человеке заложены сведения обо всем Боге. Итак, полюбив себя, мы определим свое отношение к ближнему как любовь, отсутствие эгоизма, гордыни, стремления возвысится над другим. Другой человек так же ценен для каббалиста, как Божье Творение, как частица Бога, поэтому, в отношении к ближнему, каббалист формирует у себя чувство уважения, почтения и любви.
Главная цель жизни каббалиста - в его индивидуальном познании Бога, в стремлении приблизиться к Творцу, а в идеале, слиться с ним. Подобная позиция проявляется и в отношении к ближнему сторонника каббалистического учения. Индивидуальное познание Бога невозможно без выработки позитивного отношения к ближнему, происходящего через работу каббалиста над самим собою. Главная методика получения духовного опыта каббалиста «Хохмат а-каббала» – это методика самосовершенствования каждого человека, его духовного роста. Она предполагает отношение человека к человечеству как к единому целому, потому что только в единении можно достичь слияния с Творцом. Таким образом, методика индивидуального духовного роста каббалиста приводит к результатам, имеющим значение для всего человечества в целом. Только в единении с другими людьми человек может реализовать свое отношение к ближнему, основанное на чувстве альтруизма, и таким образом, выполнить заповеди Торы.