Эта статья написана отчасти под влиянием тех немногих путешествий в другую жизнь, что мне довелось пережить или сопровождать, и отчасти под влиянием ряда откровений, пришедших через медитативную практику и на постэффекте от Сальвии Дивинорум (для скептиков уточню, что постэффект — это то, что переживается после, а не во время трипа, уже в ясном сознании). Рассказываю, как я вижу тему реинкарнации, без претензий на истинность и «объективную реальность».
Наше «сейчас»
Одна из философских максим гласит: «бытие есть, небытия нет». Это означает, в частности, что всё истинно и всё реально. Например, некто может сказать: «бог есть». Другой скажет — «бога нет, есть пустота». Третий возразит, что всё это картинки, порождаемые восприятием, и им нельзя верить. В конечном счёте, каждая точка зрения будет в равной степени истинной. Но чтобы осознать эту истинность, нужно в точности понять, о чём именно говорят эти люди. Например, что означает «бог есть»? Для кого-то это может означать надежду, наделяемую божественными чертами. Для кого-то вид ение или переживание, которое было воспринято в божественном ключе. Для кого-то ещё это может означать нравственную установку — так принято считать, и на этом держится многое из обыденных устоев вокруг него. Иными словами, за любыми словами есть правда, дающая человеку повод говорить о ней. Сам человек может ошибаться в понимании этой правды. В её понимании могут ошибаться другие люди. Но это никак не затрагивает то, что она существует.
Утверждение «прошлые жизни существуют» в той же степени истинно, что и «прошлые жизни не существуют». Но без понимания, какая правда стоит за этими словами, мы можем лишь верить в одно и отрицать другое. Возьмём, например, современный скептицизм. Что он говорит нам о прошлых жизнях?
1. Что «оттуда» ещё никто не возвращался, либо что нет достоверных свидетельств о наличии у человека воспоминаний о прошлом воплощении;
2. Что сами свидетельства могут быть интерпретированы множеством иных способов — например, как фантазии, криптомнезия (забытые сведения, которые затем человек «вспоминает» как свои собственные) или обман;
3. Что в рамках существующей парадигмы естествознания прошлые жизни невозможны (то есть, что все интерпретации душевной жизни указывают на её материальный субстрат, а иные предположения не имеют под собой оснований).
Иными словами, даже если нечто такое и существует, у нас нет никакой связи с своими прошлыми воплощениями, и никаких