Статья представляет собой взгляд на соотношение двух парадигм мировосприятия: магической картины мира в моём представлении и научной картины мира с позиций философии познания.
Введение
Вопрос сопоставления своей точки зрения с окружающими мнениями неизбежен, особенно если человек выходит со своей позицией в мир, и особенно если эта позиция представляет собой нечто отличное от существующих течений. Возможно, в том, что я скажу, на самом деле нет ничего удивительного – по крайней мере, мне оно представляется именно так. Но, как показала практика, даже простые выводы для одного человека могут показаться чем-то сомнительным для кого-то другого.
Речь, очевидно, пойдёт о сопоставлении современных научных представлений с магией. В целом это довольно взрывоопасный вопрос, особенно учитывая накопленный материал дискуссий по теме «наука против религии», часто проходящий по смежной аргументации – по крайней мере, мне удалось рассориться с несколькими хорошими людьми на почве подобных обсуждений и, надеюсь, за прошедшее с того момента время я нашёл менее провоцирующий и более мудрый способ говорить о том, что видится мне правильным.
Прежде всего, нужно определиться с углом рассмотрения. «Наука» — это далеко не единое идеологическое направление, в рамках которого об одном утверждении можно сказать, верно оно, или ложно. Речь даже не о различных научных школах, а вот о чём. Существует «научная картина мира» как общекультурное явление. Это запечатлённые в массовом сознании утверждения, определяющие взгляд на вещи. Для человека, постороннего науке или философии, «научное представление» зачастую является клише, которое он выбирает по привычке, и в этом смысле подобное представление будет мало чем отличаться от религиозного, поскольку оно просто позаимствовано из внешнего информационного пространства, а не получено путём умозаключения. Помимо такого взгляда на вещи, существует наука как система методик и принципов . Точнее, существуют различные системы, определяющие содержание понятия «наука», на основании которых делается утверждение, является то или иное утверждение научным, или нет. Две этих позиции являются экстремумами, меж которыми располагается каждая реальная точка зрения на науку. Условно их можно назвать «обыденным представлением» и «философским представлением».
Чтобы провести пример меж этими точками зрения, достаточно взять такой вопрос: «упадёт ли камень, подвешенный над землёй за нитку, если эта нитка будет