Доминанты восприятия

В своё время, разбираясь в некоторых нюансах своего внутреннего мира и пробуя найти концептуальное выражение некоторым не до конца понятным веяниям души, которые приходили через образы или мироощущение, я столкнулся с гностицизмом. Изначально он не особенно заинтересовал меня, но чем больше я о нём слышал, тем более глубокие образы и идеи начинали в нём угадываться.

Первое, что зацепило в воззрениях гностиков — это, собственно, сам гнозис. Акт познания, который изменяет человека просто по факту своего появления. Заинтересовал он меня потому, что существующие способы познания мира дают человеку представления, но не изменяют его внутренне. Что изменится в человеке, который узнал, что такое дифференциальные уравнения или криптоанализ, и научился применять их? Такие навыки дают новый подход к трактовке определённого спектра явлений и работе с ним, не более чем. Став даже отличным специалистом, человек продолжает жить той же самой жизнью. Он не получает внезапных прозрений, не меняет отношение к происходящему, не раскрывает в себе новые возможности и не оказывается в состоянии начать всё заново и по-другому. Сторого говоря, теоретическое знание — это единственное знание, которое признаётся современной культурой. Практическое знание обычно именуется словом «опыт», и рассматривается в прикладном ключе, а не как нечто основополагающее. Соответственно, у теории сегодня нет альтернатив, и под «знанием вообще» понимается только информация о чём-то.

 

Вместе с тем, существует и другой способ познания. В современности он нашёл отражение в работах философов такого направления как экзистенциализм. Например, Жан-Поль Сартр в своём рассказе «Стена» описывает нечто подобное. Или, можно вспомнить Альбера Камю с его «Посторонним» или поиском смысла в «Мифе о Сизифе». Современная религиозная риторика любит апеллировать к такому слову как «откровение», но современные же установки познания склонны понимать под этим словом некое объективное знание, пришедшее человеку сверхъестественным путём. Если верить Бертрану Расселу, греки называли нечто подобное словом «теория», смысл которого сегодня весьма далёк от оригинала. Гнозис явно относился к подобным вещам. Едва ли такое знание может рассказать что-то о мире. Но оно позволяет понять себя, найти выражение своим духовным аспектам или пересмотреть само основание взгляда на окружающую нас реальность.

Если излагать гностические представления обобщённо, и наверняка в искажении — хотя бы

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал