Очень многие знакомы с законом причины и следствия . Любое действие, мысль или желание являются следствием определенной причины. И одновременно – причиной некого следствия. Это называется кармой – мы порождаем карму каждое мгновение своего существования и каждое мгновение пожинаем плоды того, что сами «засеяли» в прошлом. Наука карма-йога учит, что отказавшись от плодов своей деятельности, и полностью сконцентрировавшись на процессе делания, можно «выпасть» из этой непрекращающейся цепочки причины-следствия и очень быстро достичь целей йоги – самоосознания.
Первоисточники
Для того, чтобы хорошо понять суть пути карма-йоги, обязательно нужно ознакомиться с «Бхагавад Гитой». В этом тексте объяснены различные направления йоги, в том числе и карма-йога. Вот некоторые цитаты из Главы 3 – «Йога действия»:
(Шри Кришна, олицетворяющий Абсолют, поучает своего друга и ученика Арджуну ):
«4. Неначинающий дел человек бездействия не достигает;
И не только отреченьем он совершенства достигнет.
5. Ведь никто, никогда даже мгновенья не может пребывать без действий,
Ибо все действия он производит невольно, в силу качеств, рождённых природой.
6. Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам,
Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовётся.
7. Кто же манасом чувства смирив, действия чувств направляет
На карма-йогу, того отрешённым зовут, Арджуна.
8. Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело;
Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить»…
«19. Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;
Кто без привязанности принимается за дело – Высшего достигает,
20. Ибо делами достигли совершенства Джанака и другие;
И ты должен действовать ради целокупности мира.
21. Как поступает наилучший, так и другие люди;
Какой он выполняет устав, такой и народ выполняет.
22. Нет ничего в трёх мирах, что надлежало б Мне сделать, Партха,
Нет цели, которой бы Я не достиг, и всё ж Я дела совершаю.
23. Если бы Я не свершал непрестанно действий,
Моим путём пошли бы все люди, сын Притхи.
24. Не совершай Я дел — эти миры исчезли б,
Став причиной смешенья, Я все существа погубил бы».
Деятельность без привязки к ее плодам – наивысшее счастье.
Желание результата деятельности несет в себе семя страдания. И дело здесь не столько даже в том, что результат может не соответствовать ожиданиям. Но весь процесс деятельности превратиться в постоянное