Я - эзотерическая основа коммуникации - страница 8/9

является, по Сартру, 'конститутивной структурой моего конкретного бытия', и при этом 'мое бытие-для-другого, т. е. мое Я-объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня'. Именно 'опыт Ты' как последовательное восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа 'открытости и свободного перетекания Я в Ты' (Гадамер) является основополагающим для становления подлинного Я. Таким образом, 'кто-нибудь, говорящий 'Я', направляется к другому человеку' (Левинас). В этом контексте важно, что коммуникация несводима к информационному обмену, — она может и должна быть истолкована как экзистенциально значимая, ибо 'является одновременно процессом достижения согласия' (Апель), а 'духовная реальность языка есть реальность духа, которая объединяет 'Я и Ты' (Г. Гадамер). И если для философской классики типична характеристика индивидуального сознания через его интенциональность как направленность на объект, то для философии второй половины 20 в. центральной становится его характеристика через стремление к другому как фундаментальное 'Метафизическое Желание' (Левинас), воплощенное даже в векторности речевой практики ('говорить — это значит говорить кому-нибудь' у Гадамера) и внутренней структуре языка (Левинас о 'звательном падеже' как репрезентации 'Метафизического Желания'). Именно 'опыт Ты' задает возможность выхода индивидуальности за пределы собственного существования (трансценденция за пределы экзистенции), организует процесс интериоризации феномена 'мы' и формирования на этой основе как 'личности и человечности' ('иначе, чем быть'), так и рефлексивного 'распознавания Самости' (Левинас). Рефлексия как основа и исток самотождественности личности (ее самость) 'происходит из интериорного измерения': 'в бытии того же самого, — в бытии себя самого, в отождествлении интериорного мира' (Левинас). И на самом дне Другого — как финал и результат коммуникации — субъект обретает самого себя, 'игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой' (Гадамер), — коммуникация конституируется как рефлексивная: 'двойником... является моя самость, которая покидает меня как удвоение другого' (Делез). Но и сам Другой конституируется в этом контексте как собственное бессознательное, понятое как 'голос Другого' (Лакан), артикулирующийся 'через

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал