Введение в Тибетскую медицину. Доктор Луиджи Витиелло - страница 3/22

их источникам, по крайней мере за 500 лет до Будды Шакьямуни. Это учение было передано одному из его восьми сыновей Пхадби Тишей, и то ядро медицинских знаний, которые он получил, затем передавалось в течение последующих столетий. Подтверждением местного происхождения медицинской традиции служит тот факт, что первый царь Тибета, Ньяти Цанпо (около 150 г. до н. э.), в правление которого Тибет стал независимым государством, имел очень известного врача по имени Дунги Тхорчог. Существование местного врача указывает на то, что имелась медицинская культура, которая была уже довольно широко распространена.

Тот факт, что некоторые историки и исторические тексты утверждают китайское или индийское происхождение тибетской медицины, можно объяснить тем, что буддисты проявляли особое рвение, подчеркивая культурное воздействие своей религии. Это вскоре привело к тому, что тибетцы стали недооценивать свою собственную оригинальную культуру, описывая свою страну до введения буддизма как дикую и некультурную.

И медицина, и астрология были тесно связаны с буддизмом: ядро местного знания играло незначительную роль, в самом деле, было предпринято все возможное для того, чтобы стереть даже память о нем. Таким образом стало широко распространенным представление о том, что тибетская цивилизация как таковая возникла не раньше седьмого века н. э., во время правления Сронпзан Гампо, первого тибетского царя, обращенного в буддизм.

Этот царь женился на китайской принцессе, что способствовало широкому торговому и культурному обмену между двумя странами. Обмен с Индией был столь же интенсивен и активен и послужил введению учения Будды в Тибет. Возможно, что в этот период существовали также экономические и культурные связи с некоторыми странами, расположенными ещё дальше к западу; древние хроники утверждают, что при дворе Сронпзан Гампо были индийские и китайские врачи и даже врач из Кхрома родом из Таг-зиг (Персия), имя которого было Галенос.

В восьмом веке н. э. во время правления Тисрон Дебзана, несколько текстов по медицине было переведено с санскрита на тибетский язык. Ганджур и Данджур, два важнейших собрания учений Будды, содержат много сведений по медицине; в Данджуре, в частности, находятся семь томов, посвящённых этому предмету.

В этот период всё медицинское знание Тибета было собрано в "Четырех медицинских тантрах"(Жуд-ши), которые сочетают и развивают китайские и индийские медицинские системы, превращая их в оригинальный синтез

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал