Видение - страница 2/7

нашего тела, апперцепция — это уже психическая работа. Например, Роберт Антон Уилсон в своей книге «Квантовая психология» приводит такой пример: лектор, рассказывая студентам о чём-то, прерывается вбежавшим в аудиторию человеком. Человек выхватывает из кармана предмет, бьёт им лектора в живот, и тот падает. Затем аудиторию спрашивают: чем ударил ворвавшийся человек лектора? И часто присутствующие говорят, что видели нож. Но затем атаковавший показывает свою руку, и в ней вместо ножа оказывается… банан. Но люди видели нож! Потому что сцена, которая внезапно произошла на их глазах, подразумевает, что такой удар должен быть нанесён ножом, а не бананом.

Что это означает? Что помимо фиксации действительности наш разум сам достраивает воспринимаемую картину так, чтобы происходящее имело смысл, который он ожидает увидеть. И часто эти ожидания оправдываются — в самом деле, много ли раз вы видели человека, пытающегося убить другого бананом? Но иногда ожидания приводят нас к иллюзиям.

Другой интересный пример. Что увидит человек, если показать ему письмена древнего египта? Он увидит набор картинок. Которые, как он знает, вроде бы должны что-то означать. Но он не знает, что, поскольку он не умеет читать такой текст. Поэтому наиболее близкими идеями, известными ему, которые он и увидит в надписях на этом языке, будут образы. Соответственно, где-то он увидит набор чёрточек, а где-то примитивные изображения. Буквы языков, известных нам, также являются по сути набором чёрточек. Но мы будем видеть в них буквы. И редко кто, владея письменным языком, сможет увидеть страницу текста на этом языке как набор прямых и загогулин. Он будет видеть текст — как ни пытайся абстрагироваться от такого знания, лишь высочайшая культура ума сможет перестать интерпретировать знаки как буквы.

Возрастная психология, изучая восприятие младенцев, пришла к выводу, что с первых месяцев ребёнок в состоянии различать отдельные предметы и быстро усваивает пространственные соотношения. Но воспринимать смысл происходящих вокруг вещей ребёнку приходится учиться на протяжении многих лет. Общество, вместе с обучением языку, традициям, характерным ролям, которые человек может играть в ходе своей жизни, также учит нас понимать смысл тех или иных явлений, формируя тем самым не только индивидуальную психологию, но и досознательные установки, связанные со становлением внутри общества и его культуры. И если человек оказывается хорошим учеником, то вскоре он оказывается

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал