разделения на бесформенность, или непроявленное, и мир формы, или сферу проявленного. Нормальное развитие требует их точной дифференциации (на причинном уровне) и финальной интеграции (на ультимативном уровне), а патология возникает, если этого не происходит.
1) Неосушествление дифференциации
Неспособность принять окончательную смерть архетипической самости, являющейся попросту тончайшим уровнем ощущения собственной индвидуальности, замыкает сознание в привязанности к некоторым аспектам проявленного мира. Великая смерть так и не происходит, и бесформенное Сознание теряет возможность дифференцироваться или трансцендировать проявленную сферу, блокированную тончайшими сжатием, схватыванием, стремлением или желанием; последним препятствием является желание освобождения.
2) Неосушествление интеграции, или болезнь Архата
Сознание дифференцируется ото всех объектов сознания или всей проявленной сферы до такой степени, что объекты даже не возникают в сознании (джняна самадхи, нирвикальпа самадхи, нирвана). Хотя это считается последней целью некоторых путей, на самом деле в сознании присутствует тонкое разделение, двойственность или напряжение между проявленной и непроявленной сферами. Только когда это разделение преодолевается, проявленная сфера становится модификацией сознания, а не отвлечением от него. Это — классическая сахадж-бхава самадхи. Мне не попадалось текстов или высказываний какого-нибудь мудреца, упоминавших более высокий уровень.
Дж. Фюрстейн