Свобода воли и предопределение

Свобода воли и предопределение. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

 «Истинная свобода состоит в
открытии… сердца, или божественного
начала, познав которое, человек
познает все».

Саи Баба

Астрологи уже при нашем рождении предсказывают по гороскопам наше будущее: как будущие болезни, так и наш характер и этапы жизни. Ясновидящие рассказывают о том, что будет как с государствами, так и отдельными личностями. Если не вмешается Бог, время нашей смерти предопределено.

Есть ли у нас свобода воли или все в нашей жизни заранее известно и запрограммировано?

Ошибочное мнение, что свободы воли нет, очень распространено в определенных слоях населения Индии. Также, с проникновением индийской философии в Россию, фатализм проникает в ряды последователей различных течений индуизма.

Фатализм, неверие в возможность изменить судьбу, ведет к тому, что у людей опускаются руки, они перестают сопротивляться внутренним и внешним обстоятельствам, плывут по течению. Впрочем, настоящие фаталисты, говорят, ведут себя так, словно все зависит от их личной воли и их подчиненность Богу не много значит в их жизнях.

Другая крайность – мнение о том, что каждый свободен делать все, что хочет, не учитывая закон Кармы, Бога и желаний миллиардов людей, живущих на Земле.

Давайте посмотрим, что говорит о свободе Саи Баба:

  • Предположим, человек живет в крайней бедности. Он очень голоден. … Чтобы хоть как-нибудь утолить свой голод, он решает, что свободен в совершении кражи…. Его совесть не одобряет его. Можно ли назвать это свободой и свободным выбором, если против этого выступает его совесть? В лучшем случае это можно назвать вынужденной свободой необходимости.
  • …Вы говорите, что человек свободен в своем желании выполнять физические упражнения, такие, например, как упражнения с палкой, но при условии, что он это делает во дворе своего дома… Но выражаясь более точно, занятие физкультурой говорит всего лишь об исполнении возникшего у вас желания, и свобода к этому не причастна.
  • До тех пор пока деятелен ум, человек не в состоянии избавиться от порождаемого им бесконечного потока мыслей. Он, конечно, волен думать обо всем, что ему угодно, но это является признаком свободы мысли, а не свободы человека. Сампатх сказал в своем примере, что студент волен задавать учителю вопросы и получать на них ответы. Но это входит не в понятие свободы, а в понятие долга…
  • Джеамма в своем выступлении привела пример животного, привязанного веревкой длиной 10 футов, — для того чтобы разъяснить, что свобода животного ограничена этой

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал