Реальная картина реальности - страница 3/4

его иным. К примеру, «смоделированный» в нашем мозгу образ яблока настолько «наш», что мы не можем представить себе, что другие живые существа могут видеть яблоко совершенно иначе. 

Однако наши домашние «соседи» – собаки – видят людей как движущиеся пятна, испускающие волны запахов. Неподвижный и ничем не пахнущий предмет для них просто не существует. 

СЛОНА-ТО Я И НЕ ПРИМЕТИЛ 

Вся история науки – постепенное осознание того, что события не случаются произвольно, что все они отражают кроющуюся за ними закономерность. 
Стивен Хокинг, «Краткая история времени» 

На протяжении сотен лет наше ощущение окружающего мира казалось столь же надежным, как законы Ньютона. Они вполне устраивали нас, пока космос считался неизменным, состоящим из неделимых атомов. Открытия ХХ века показали, что возможности восприятия продиктованы нашим положением на «шкале» Природы. 

Мы оказались слишком малы по сравнению с Космосом и слишком велики для мира элементарных частиц. Оба эти «полюса» бесконечно большого и бесконечно малого, не воспринимаются нами, как и само понятие бесконечности: произнести можем, а понять и ощутить – дело другое. 

То, что кажется нам гладкой поверхностью, под микроскопом превращается в горы и долины. Увеличение позволяет наблюдать молекулы, и даже отдельные атомы. Но далее, чем глубже мы погружаемся в микромир, тем труднее становится отделить части мироздания друг от друга. 

На субатомном уровне обмен информацией происходит мгновенно, даже между противоположными уголками Галактики, – и вместо мира, состоящего из отдельных частиц, перед нами предстает единая сеть взаимоотношений. 

Эта сеть существует в четырехмерном пространстве, описанном лишь на языке математических формул, но недоступном ни нашему ощущению, ни даже нашему воображению. 

По словам американского физика Лизы Рандалл: «Мы живем в трехмерном сегменте многомерного мира, поскольку сама физиология ограничивает наше восприятие лишь тремя измерениями». 

Поэтому единое целое в нашем мироощущении распадается на отдельные объекты. Не видя между ними связи, мы принимаем происходящие события за случайность, а единую силу Природы – за результаты действий отдельных сил. 

В результате наше восприятие действительности напоминает притчу о слепых монахах, «исследующих» слона. Каждый описывает животное как ту часть, которая оказалась в его руках. «Оно – как змея», – сообщает ощупывающий хобот. «Оно – как дерево», – утверждает ощупывающий ногу. «Да нет, оно

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 4 (1 оценка)
Оцените данный материал