Психология и имя - страница 2/7

носителю своеобразное пространство поступков, действий, способов реагирования на окружающий мир. Оно определяло, — в силу существования реальных эталонов поведения, соответствующих этому имени, — судьбу человека, границы индивидуальности.

Роль образцов поведения в христианстве выполняли жития — описания жизни людей, причисленных церковью за свои деяния к лику святых. Имена святых были зафиксированы в святцах. В соответствии с церковной традицией ребёнку давалось имя того святого, чей день чествования приходился на день крещения. Имя, полученное при крещении, как бы задавало жизненный путь человека: он должен был поступать так же, как и святой, чтобы заслужить его духовное покровительство. Повторяясь бесчисленное количество раз, имя закрепляло в массовом сознании соответствующие ему действия, поступки, отношения, черты характера, и тем самым приобретало силу воздействия и влияния на других.

Выбор имени «по образу и подобию», характерному для его носителя, либо придумывание новых имён по тому же принципу было достаточно распространено в 20-х — 30-х годах. Имена вождей либо переделанные их фамилии соотносились с определённым типом поведения, образцом жизни. В это же время с особой силой эксплуатируются магические функции имени: имя-призыв; имя-клятва; имя-заклинание. И то, что всегда и для всех народов было совершенно естественным (в любви повторять любимое имя, в ненависти бранить ненавидимого через его имя), превращается в некий идеологический ритуал, значительный элемент тоталитарного сознания.

 

В настоящее время выбор имени стал менее зависим от социально-нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того или иного имени. И несмотря на то, что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась сама идея: ориентироваться в ситуации выбора имени на «жития» конкретных людей. Современный человек может и не фиксировать своё внимание на имени, как на специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевидно, что он ждёт, пусть и не всегда осознанно, появления у Другого тех черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность, например, ребёнка.

В определённое время, как отмечают социологи, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого-либо имени, иными словами, то или иное имя становится модным. «Каков

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал