Нравственность и духовность - страница 2/3

не только противоположные, а вещи подчас безобразные, отвратительные, но, никто об этом не знает. Это во мне, в моем духе. Ведь внешне я могу просто быть святым человеком, внутри же я могу быть исполнен гордыней, исполнен тщеславием, презрением к людям. Более чем достаточно фактов, которые встречаются у нас очень часто. Когда мы с удивлением говорим: "Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?"

Оказывается, прорывается, прорывается иногда, когда этот "святой сатана" вдруг показывает свой рог. Троньте Вы этого "нравственного" человека, попробуйте покритиковать его и он Вам покажет "где раки зимуют!" Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражается, или выражается почти незаметно, что для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому, духовные ценности, каковы? В Евангелии их называют, например, любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия обязательно будет внешне выражать так, что всем это будет очевидно. Напротив, что чем больше ценность духовная присутствует в человеке, тем больше он ее скрывает.

Вы обратите внимание на поразительный факт, совокупность фактов, которые мы находим в Евангелии. Вы обращали когда-нибудь внимание, что Христос, когда часто совершает чудо, приказывает никому об этом не говорить, не рассказывать. Это же поразительная вещь! В чем дело? Это, думаете идет от ума? Или от чего-нибудь? Да нет, каждая духовная ценность, она целомудренна, целомудренна! Не «ущербно мудрена», а целость, т.е. по существу целомудренна, а мы знаем что такое целомудрие. Мы понимаем, что такое целомудрие, мы знаем, оно прячется, оно скрывает себя. Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает. Неслучайно Христос сказал: "Если хочешь помолиться — затворись, затворись". Кстати, мне это не нравится, очень не нравится. Я предпочел, чтобы меня сфотографировали, когда я молюсь. А эти разбойники студенты никогда меня не фотографируют, когда я молюсь. Все одни митры фотографируют, это одно безобразие.

Так вот, духовность и нравственность. Мы начинаем понимать - это все различие. Можно быть очень нравственным поэтом, но совершенно бездуховным, т. е. иметь противоположную духовность. Дух-то всегда есть. Тот или иной, другой, положительный или отрицательный, темный или светлый. Почему я говорю — бездуховный, значит нравственность сама по себе не определяет духовное

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал