"Нет Я" или "Не Я" - страница 3/3

должна быть устранена, прекращение – осуществлено, путь к его прекращению – пройден. Эти необходимые действия и формируют тот контекст, в котором учение об "анатта" может быть понята наилучшим образом. Если вы следуете пути добродетели, сосредоточения и проникновения, к состоянию невозмутимого благоденствия [4] , и используете это состояние для того, чтобы взглянуть на свою жизнь с точки зрения Истин Благородных, то вопросы, возникающие в вашем уме — это не «Существую ли 'я'? Что такое 'я' », а «Испытываю ли я страдание из-за того, что цепляюсь за это конкретное событие? На самом деле я ли это? Мое ли это? Если это действительно приводит к страданию, но в действительности не является моим, мной, то зачем цепляться за это?». Последние вопросы заслуживают прямого ответа, поскольку они помогают понять страдание и уменьшают привязанность и цепляние – эти остаточные явления чувства самоотождествления, являющиеся причиной страдания, – пока в конечном счете все следы самоотождествления не исчезнут полностью, и останется лишь безграничная свобода.

В этом смысле учение «анатта» является не доктриной «нет я», а стратегией «не-я», избавляющей от страдания посредством «отпускания» его причин, ведущей к высочайшему, непреходящему счастью. С этой точки зрения, вопросы о «я», «нет я», «не я» отпадают. После опыта такой полной свободы, останется ли где-то озабоченность тем, кем она переживается, или тем, есть "Я" или нет?

Тханиссаро Бхиккху

 


 

  1. anatta – третья из трех характеристик существования (ti-lakkhana) – «Все конструкции "непостоянны"(anicca). все конструкции "подвержены страданию"(dukkha) все явления "безличны"(anatta)» «Слово Будды. Обзор учения Будды словами Палийского канона». 2001 г. пер А. Титов, Д. Ивахненко.
  2. в оригинале «no-self»
  3. Samyutta Nikaya XLIV. 10
  4. англ. «state of calm well-being»

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал