Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является… шайтан

Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является… шайтан. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Великий праведник третьего века по хиджре Абу Язид аль-Бастами говорил: «Наставником того, кто не имеет духовного наставника, является шайтан». Под наставником здесь имеется в виду суфийский шейх[1]. 

Некоторые не обладающие глубокими знаниями о суфизме люди ставят под сомнение истинность этих слов. Но человек, обладающий знаниями и способный анализировать, несомненно придёт к выводу, что эти слова имеют под собой основание.


Прежде всего необходимо сказать, что подобные утверждения дошли до нас от многих известных учёных и праведников.

В книге «Анварул кудусия» приводится информация, что Джунайд аль-Багдади говорил: «Кто пойдёт этим путём без шейха, впадёт в заблуждение и введёт других в заблуждение» [2].

Мало кто из учёных удостоился такого почтения и всеобщего признания, как Джунайд аль-Багдади; наверное, вы согласитесь, что этот великий праведник не стал бы без оснований утверждать подобное.

Аль-Кушайри, крупнейший учёный пятого века хиджры, в книге «Рисала» пишет: «Является обязательным для мюрида вступление под воспитание шейха, и если не будет у него наставника, то не спасётся он никогда» [3].

В этой же книге аль-Кушайри приводит и слова своего шейха Абу Али ад-Дикака: «Дерево, выросшее само по себе, без ухода садовника, даёт листья, но не плодоносит. Так же и мюрид: если не имеет наставника, то он является поклоняющимся своим страстям и не найдёт он выхода из этого положения» [4].

Аль-Газали в книге «Возрождение наук о религии» пишет: «Также и мюрид нуждается в шейхе и наставнике, дабы тот наставил его на прямой путь. Пути религии скрыты, а пути шайтана явны и многочисленны; и тот, у кого нет шейха, того шайтан непременно поведёт своими путями. Кто без проводника отправился через пустынные земли, тот подверг себя опасности и привёл к погибели…» [5].

Наверное, нет необходимости писать о том, какое положение в исламском мире занимал аль-Газали. Одно то, что его прозвали «доводом Ислама» и «обновителем столетия», многое говорит о его достоинствах.

Подобные цитаты можно найти у многих учёных и праведников. И те, кто высказывал эти идеи, как вы понимаете, являлись крупнейшими учёными, на книги которых мы опираемся в вопросах религии. Меня удивляет, что некоторые интересующиеся исламскими науками люди отрицают необходимость суфизма, тогда как учёные, из книг которых они получают знания, имели противоположное мнение. Когда их спрашиваешь, из книг каких учёных вы берёте знания о Коране, хадисе, Шариате,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал