Карма — причины и последствия - страница 5/10

игрок. Мы можем сказать только, что существуют роли с большим, либо меньшим игровым (то есть, свободным) потенциалом.

Игрок поддерживает игру через два ключевых механизма. Это отождествление и противопоставление — то, что в аналитической психологии называют «интроекцией» и «проекцией». Отождествляясь, игрок связывает своё «я» с задачами роли, которую он выбирает для себя. Противопоставляясь, игрок отрицает части или компоненты игры, тем самым неявно выделяя свою примечательность или уникальность.

Пример механизма отождествления: коллекционирование марок, поддержка коллег и знакомых, выполнение конструктивных жизненных задач (карьера, строительство дома, покупка более дорогого авто).

Пример механизма противопоставления: различные формы нетерпимости, смакование несчастных случаев или разных нехороших происшествий («как можно!? Куда смотрит власть??» и тому подобное).

Очевидно, что эти механизмы представляют собой отыгрывание состояний творческого потенциала и лишённости в более локальном масштабе. Так возникают вложенные реальности: нечто, играющее в человека, играет в политически активного гражданина своей страны, который играет в офисного работника, который играет в должностное лицо, которое играет в орка в какой-нибудь он-лайн игре, который играет в сбор ресурсов для своего клана — и продолжать можно было бы гораздо дальше.

Вложенные реальности

На рациональном уровне каждая вложенная реальность может рассматриваться как условность, но недостаток такого взгляда в том, что это взгляд извне. Стоит только человеку соприкоснуться с такой реальностью, как она тут же начинает обретать плоть, и её игрушечные законы понемногу оказываются всё более и более настоящими. Для примера любой человек может вспомнить, как он воспринимал в детстве разговоры взрослых: проблем, о которых они говорили, для него не существовало, поскольку игры детей и старшего поколения очень отличаются. Тем не менее, за словами взрослых, когда речь шла о чём-то неприятном, ощущалась какая-то угроза: ведь если эти люди, очень важные для ребёнка, чем-то озабочены — наверняка речь идёт о чём-то также очень важном, хотя и непонятном. Со временем у ребёнка будет не одна возможность попробовать на вкус те же самые проблемы, и однажды, лет эдак через двадцать, уже его дети могут с беспокойством слушать сказания о трудностях взрослого мира.

Таким образом, вложенность, «виртуальность» реальности, не является причиной видеть в ней нечто ненастоящее. Тут

Ваша оценка статьи: 

Средняя: 5 (1 оценка)
Оцените данный материал