Вся история человечества – это эволюция homo sapiens от состояния биологического примата к социальному и творческому существу.
Духовная Эволюция – это восхождение личности к горе сознания для установления прочного контакта с душой и их плодотворного взаимодействия во всех жизненных проявлениях для окончательного снисхождения или прорыва духа в нашу человеческую природу.
Совершенствование человека, как «чела, идущего чрез века» осуществимо благодаря главному инструменту его эволюционирования – духовному развитию.
Духовное развитие – это преображение человека, как духа, души и личности.
Духовное развитие, этимологически — развитие в духе, преобразование человека в соответствии с божественным замыслом, потребностью души и желанием личности.
Дух человека — это и абстракция, и конкретная реализация одновременно. Абстракция — когда духовное сознание человека не пробуждено и ждёт своего часа x, а конкретная осуществимость – это разумное следование божественной воле с мудрым различением и пониманием своего места в цепи причинно-следственных отношений и связей.
Духовное сознание – это установление контакта с душой, с помощью умственного аппарата реагирования, соединённого с личностью посредством чувств.
Духовное развитие – это единение трёх базовых человеческих составляющих: духа, души и личности в разных пропорциях и соотношениях, ищущих природное равновесие.
Духовное развитие – это последовательное развёртывание трёх «Я» человека, характерное для конкретной жизни, индивидуальных условий, задач и целей души и личности.
«Я» сплетено из трёх начал:
Одно – ты сам, как центр в мире
Второе создано другими,
Чтоб ты их в мыслях осознал
Себе подобными, собой
А третье «Я», что над тобой…
Трактат «Чакра Муни», 3-4 тыс. до н. э.
Центр в мире – это и есть Душа, центральное Существо человека в трёх мирах, сплетённое из трёх его начал: физического, эмоционального и ментального.
Второе «я» — личность, эго, «не-я», или «я» не в цельности, влияние на которое оказывает воспитание, среда, другие люди.
Третье «Я» и есть Дух вечный, высшее «Я» человека не только в трёх мирах, а в мириадах вселенных.
Когда Всеобщий Дух соединяется с душой человека, тогда личность становится душой мира, живущей и творящей на её благо.
Когда Мировой вечный Дух оплодотворяет личность человека, тогда пред нами предстаёт образ свободного и высоко духовного индивида, гармонично сосуществующего со всеми природными проявлениями как вовне,