Дхарма. Различия - страница 3/12

старался понять тайну дхармы. Таковы качества, которые мы должны стараться развить, если хотим быть достойными понять ее.

И тогда началась его удивительная речь, которую нельзя сравнить с обычными мирскими беседами. В ней Бхишма говорил о долге царей и подданных, о долге четырех общественных сословий, долге четырех этапов жизни, долге различного рода людей, а также о видах долга, отличающихся друг от друга и соответствующих определенной стадии эволюции. Каждый из нас должен знать содержание этой беседы и изучить ее не только ради красоты литературных достоинств, но ради ее морального величия. Если бы все мы неуклонно следовали Пути, намеченному Бхишмой, тогда бы наша эволюция была бы ускорена.


Что такое дхарма?

Что касается этики, непосредственно связанной с дхармой и которую невозможно понять без знания сути дхармы, то многим она может показаться несложной. В общих чертах так оно и есть, поскольку границы правильного и неправильного в обычных проявлениях жизни ясны, просты и определенны. Для человека малоразвитого, для человека узкомыслящего, для человека ограниченных знаний мораль кажется довольно простой. Но для тех, кто обладает глубокими знаниями и высоким интеллектом, кто развивается в направлении высшего состояния человека, кто желает понять тайны жизни, этика очень трудна. "Мораль — очень тонкая вещь", — сказал царь Юдхиштхира, когда столкнулся с проблемой женитьбы на Драупади пяти сыновей Панду. И Некто более великий, чем царь, говорил об этом. Шри Кришна, Аватара, в своей беседе на поле Курукшетра, говорил об этом большом и трудном вопросе действия. А сказал он следующее:

"Что есть действие и что есть бездействие? Даже мудрый смущается этим. Необходимо различать действие, познать незаконное действие и бездействие. Таинственен путь действия". ("Бхагавад-гита", IV.16-17).

Таинственный путь действия: таинственный потому, что нравственность, как думают некоторые люди, не одна и та же для всех, она меняется вместе с индивидуальной дхармой. Что правильно для одного, не обязательно правильно для другого. И наоборот, что плохо для одного, хорошо для другого. Этика индивидуальна и зависит от дхармы человека, который действует, а не от того, что иногда называют "абсолютное добро и зло". Нет ничего абсолютного в обусловленной вселенной. Добро и зло родственны и их следует оценивать в связи с индивидуумом и его обязанностями. Так сказал Величайший из всех Учителей в отношении дхармы, и этим мы будем руководствоваться

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал