Буддийский алтарь и его устройство. Геше Джампа Дакпа

Буддийский алтарь и его устройство. Геше Джампа Дакпа. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Сегодня меня попросили объяснить устройство буддийского алтаря и его значение. Я буду рад разъяснить то, в чём вы нуждаетесь. А вы со своей стороны задавайте вопросы.

Вы, наверное, знаете в целом, что такое алтарь, что в нём находятся изображения Будды, что перед ним совершаются поклоны — полные простирания или краткие поклоны. Так мы обращаемся к Трём Драгоценностям, дарующим нам духовное прибежище — к Будде, Учению, Общине, выражая своё почитание. При этом надо понимать, что Будда — это не какое-то высшее существо, бог, но это тот, кто сначала был такого же качества, как мы с вами, был обычным существом, с недостатками и проблемами. Но Он из жизни в жизнь двигался по духовному пути, очищая себя и развивая в себе достоинства и так достиг Пробуждения. И мы сейчас почитаем Три Драгоценности, прибегаем к ним как к духовному прибежищу для себя для чего? Для того, чтобы тоже продвигаться по пути, развиваться — и стать такими же, как Он, стать Пробужденными.


 

— Где в квартире надо создавать алтарь? Имеет ли значение местоположение в комнате? На какую сторону света должен быть ориентирован алтарь?

— Когда это касается монастыря, алтарная стена бывает обращена на восток, а вход в храм делается на юге. Если посмотреть, как это у нас, в «трёх монастырях» (имеются в виду основные монастыри Гелуг: Дрепунг, Ганден и Сера. — прим. пер.), то в них везде в храмах вход сделан в западной стене или в южной, а алтарная часть — на востоке. Однако вот что принципиально, так это то, что алтарь не устраивается в той же стене, где находится вход. Если дом большой, то у тибетцев алтарная комната устраивается обычно отдельно. А если отдельной комнаты нет, то алтарь можно устроить в общей комнате, но соблюдается правило: алтарь не должен находиться на одной стене с дверью.

Алтарь в нашем доме представляет в себе Три Драгоценности буддизма — Будду, Учение и Общину. Будда бывает представлен на трёх уровнях: уровне Тела, Речи и Духа. На уровне Тела Пробужденного — теми или иными изображениями, статуей или рисованной иконой (тиб. : танка). Нет нужды говорить про облик Будды — вы все его знаете. Уровень Речи Пробужденного — Речи, излагающей Учение — представлен текстами Изречений Будды (санскр. : сутра), прежде всего, Изречений о Запредельной мудрости (санскр. : праджняпарамита-сутра). Уровень Духа Пробужденного представлен ступой.

— Известно, что образ Будды характеризуется так называемыми «телесными признаками Будды» — например,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал