Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги - страница 4/5

Первые шесть ступеней аштанга-йоги завершаются развитием способности к полному сосредоточению ума, однако объект сосредоточения может быть любым, по выбору практикующего. Он может быть духовным, а может быть материальным. Поэтому практика первых шести ступеней может вовсе и не быть духовной, если йог занимается ею, движимый желанием достичь каких-то материальных совершенств (например, мистических сил, или сиддх, которые не духовны, а тонкоматериальны). Таким образом, дхарана — это ещё не трансцендентное состояние сознания. Это просто способность.


Дхьяна

Следующая, седьмая ступень называется дхьяна — медитация. Подлинная медитация не должна иметь ничего общего с материальным миром — материальными желаниями, интересами и т. д. — она должна быть полностью трансцендентной. Теперь, когда йог развил способность к стопроцентному сосредоточению ума, он должен направить его на Верховного Господа. Именно это определяет, войдёт ли он в состояние трансцендентной медитации или останется в материальной сфере. На стадии дхьяны йог должен сосредоточить свой ум на образе Параматмы (Сверхдуши, Господа в сердце), а для бхакти-йогамедитация происходит на Бхагавана, Верховную Личность (подробнее см. Три аспекта Абсолютной Истины).

В Бхагавад-гите Верховный Господь говорит:

 

Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.

Как пламя светильника горит ровно в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда погружён в медитацию на своё духовное «я».

 

Бхагавад-гита, 6. 18-19


Самадхи

О самадхи — высшей ступени в аштанга-йоге, а также в бхакти-йоге — мы уже писали в статье «Зачем медитировать», приводя следующие стихи из шестой главы Бхагавад-гиты:

Когда человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум, занятый йогой, полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума такой йог обретает способность видеть своё истинное «я», и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии он испытывает безграничное духовное блаженство, наслаждаясь с помощью трансцендентных чувств.

Утвердившись на этом уровне, человек никогда не отступает от истины и, достигнув этого состояния, понимает, что ничего большего достичь невозможно. Он никогда не приходит в смятение, даже перед лицом величайших бедствий. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал