Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги - страница 3/5

ничего не видеть. Он закрывает уши затычками или руками, избегает вкусовых ощущений, постясь или употребляя очень простую пищу. Он питается лишь самым необходимым — водой, воздухом, сырым шелушёным рисом и т. п. Следуя наставлениям Патанджали, йог старается таким образом преградить доступ чувств к их объектам, чтобы иметь возможность медитировать на Бога в своём сердце. Это следующий этап системы аштанга-йоги — пратьяхара , или отвлечение чувств от их объектов. В этой связи часто приводят пример с черепахой. Черепаха умеет легко втягивать конечности и голову в панцирь, а затем, по своему желанию, выпускать их наружу. Таким же образом, пратьяхара — это способность прекращать внешнюю деятельность чувств, обращая их внутрь.

Овладев искусством пратьяхары, человек чувствует внутреннюю отстранённость от своего материального тела с его чувствами, в результате чего испытывает облегчение — чувства больше не донимают его. Одно это уже делает его в значительной степени спокойным и умиротворённым. Он ощущает свободу от постоянных требований, исходящих от тела, воспринимая его несколько отстранённо.

В дополнение к тому, что аштанга-йог отделяется от мира с его вкусами, звуками и цветами, он также избегает взаимоотношений. Любовь считается чем-то «плохим». Например, в буддийском процессе йоги (в своей основе это процесссанкхья-йоги и хатха-йоги) не разрешается иметь никаких любовных отношений, потому что, если человек привяжется к кому-то или чему-то, он будет страдать.

Таким образом, процесс аштанга-йоги, в конечном счёте, предназначен для того, чтобы дать человеку возможность медитировать на Господа в сердце, Параматму. Эта возможность облегчается устранением отвлекающих факторов, таких как зрительные образы, звуки, вкусы, привязанность к пище, людям, беспокойства, вызванные взаимоотношениями, и т. п.


Дхарана

Приложив усилия, необходимые для отключения чувств от внешнего мира, йогзатем должен войти в состояние, благоприятствующее успешной медитации на Бога. Эта часть практики называется дхарана — сосредоточение ума. На этой стадии йог предпринимает попытки поднять жизненный воздух. Если ему удаётся это сделать, заставив жизненный воздух беспрепятственно двигаться по сушумне (главному тонкому нерву, проходящему от основания позвоночника до макушки) и направив его вверх по чакрам (тонким нервным узлам), он достигает состояния равновесия. Тогда его труднее побеспокоить или отвлечь, и он может сосредоточиться на Верховной Личности.

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал