Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги - страница 2/5

к достижению Всевышнего (пара-артха-иха), удовлетворённость (тушти) и служение духовному учителю (ачарья-севана).


Асана

 Это в большей или меньшей степени просто телесная гимнастика, хотя и обладающая особой эффективностью. Тело йога должно быть здоровым и гибким, движение жизненной энергии в системе тонких каналов (меридианов) должно быть совершенно свободным. В противном случае йог не сможет принять правильную позу для медитации, а сигналы, которые будет посылать тело, не позволят йогудостичь полного сосредоточения ума.


Пранаяма

Приведя в порядок физическое тело, йог приступает к пранаяме — дыхательным упражнениям, предназначенным для приведения ума и чувств в состояние совершенного покоя и свободы от мирской деятельности. С помощью пранаямы йогуправляет потоками воздуха в теле, чтобы поддерживать его в здоровом состоянии. Полностью овладев системой хатха-йоги, он теперь может отправиться в уединённое место и начать медитацию. Вот как об этом говорит Кришна в шестой главе Бхагавад-гиты:

Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, управляя деятельностью тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Бхагавад-гита, 6. 11-14


Пратьяхара

Цель систем аштанга-йоги и бхакти-йоги одна и та же — полностью сосредоточить сознание на Верховном Господе. Тем не менее, процесс садхана-бхакти, которому учат духовные учителя в цепи, идущей от Чайтаньи Махапрабху, существенно отличается от процесса аштанга-йоги. Тот, кто практикует садхана-бхакти, тщательно выбирает объекты, которые он позволяет своим чувствам воспринимать, и при этом живёт в мире и занимается деятельностью, тогда как человек, занимающийся аштанга-йогой, преграждает доступ чувств к их объектам, отключая их от внешнего мира. Он отделяется от мира, живя в уединённом месте, не общаясь с людьми и т. д. Он садится и закрывает или полуприкрывает глаза, сосредоточиваясь на кончике носа, чтобы, в сущности говоря,

Ваша оценка статьи: 

Голосов еще нет
Оцените данный материал